Предисловие к современному изданию из серии "Литературные памятники".
В историю культуры человечества Эрнст Теодор Амадей Гофман вошел прежде всего как великий писатель-романтик. Но нет ни одного писателя в мире, в творчестве которого музыка имела бы такое громадное значение, как в произведениях Гофмана. Музыка и литература так же гармонически сочетались у Гофмана, как образы его произведений и его личные переживания, о которых мы узнаем, читая его дневники с комментариями, дополняющими биографию мастера. В таком сочетании убеждает нас сопоставление дневников с «Крейслерианой», необычайно интересное хотя бы наглядностью преломления реальных впечатлений в развитии художественных произведений. Знаменитые музыкальные новеллы Гофмана также включены в этот том, дающий, как можно думать, представление о музыке, наполнявшей жизнь и произведения писателя, который был, вместе с тем,
Состав публикуемого тома требует некоторых пояснений, так как, по .существу говоря, автобиографичны не только дневники писателя, не предназначавшиеся, разумеется, для публикации, но и образ капельмейстера Крейслера, вдохновенного музыканта и, в то же время, мудрого и прозорливого мыслителя, видящего полную дегенерацию феодальной иерархии.
«Житейские воззрения кота Мурра» свидетельствуют, что Гофман, даже завоевав признание и славу как писатель, продолжал верить в непобедимую художественную силу музыки, в ее воздействие на строй мыслей и чувств человека. Эта вера объединяет «Крейслериану» с «Воззрениями Кота Мурра», где сатира перемежается с фантастикой, а дневники автора этих произведений, дошедшие до нас, к сожалению, не полностью, помогают понять отдельные этапы его героической борьбы с «низкой жизнью», с непониманием его художественного творчества, насыщенного обличительными мотивами и поэтическим благородством, поныне не утратившим своего обаяния.
Вместе с тем, обширный комментарий к дневникам Гофмана, впервые публикуемым на русском языке, содержит весьма существенный фактический материал, помогающий читателю разобраться в сложном процессе развития европейской культуры начала прошлого века, в первой четверти которого развивалась многосторонняя деятельность Эрнста Теодора Амадея Гофмана, далеко еще не полностью изученная даже у него на родине.