Описание нескольких рассказов Э.Т.А. Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Кавалер Глюк. 1809
Рассказ "Кавалер Глюк" - первое художественное произведение Гофмана, он был впервые напечатан в 1809 г. в лейпцигской "Всеобщей музыкальной газете", а затем перепечатан в первом томе "Фантазий в манере Калло". В рассказе причудливо переплелись воспоминания автора о его жизни в Берлине в 1807-1808 гг., его страстное увлечение музыкой, его преклонение перед великими музыкантами прошлого - К.В.Глюком и В.А.Моцартом. Молодой, романтически настроенный А.Герцен писал в статье "Гофман", что гофмановский Глюк - это "тип художника, кто бы он ни был - Буонарроти или Бетховен, Дант или Шиллер".

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Золотой горшок. 1814
О своей повести-сказке Гофман писал, что она «фантастическая и чудесная, но в то же время смело вторгается в жизнь». В фабуле сказки отразилось влияние книги английского писателя Дж.Бирсфорда (1764-1840) «Людские страдания» и творчество К.Гоцци (1720-1806), итальянского поэта и драматурга. В свою очередь многие сюжетные коллизии «Золотого горшка» в преломлённом виде прослеживаются в романе Достоевского «Идиот». Лучший перевод повести принадлежащий русскому поэту и философу Вл.Соловьёву (1853-1900), напечатан в 1880г. В предисловии к нему Вл.Соловьёв указал на то, что «в этой сказке с особенной ясностью и цельностью выразился существенный характер поэзии Гофмана», состоящий «в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причём фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чужого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые люди, выводимые поэтом».

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Песочный человек. 1816
Рассказ «Песочный человек» был впервые напечатан в 1-й части сборника «Ночные рассказы», в котором объединены произведения, отражающие интерес Гофмана к «ночной стороне души», к подсознательному, иррациональному в человеческой психике, насыщенные «кошмарами и ужасами». Гофмана привлекает тема безумия, преступления, таинственные, патологические душевные состояния. Образ Песочного человека, которым пугают детей и который по вечерам сыплет им в глаза песок, чтобы они быстрее засыпали, заимствован из народных сказок. Из немецкого фольклора заимствован также мотив продажи глаз. В рассказе использованы реальные факты и лица. Описанные Гофманом алхимические опыты действительно производились в Германии в начале XIX века. Прототипом адвоката Коппелиуса было реальное лицо – военный советник И.-Г. Шефнер (1736-1820).

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. 1818
В повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» продолжается и углубляется двуплановое изображение мира, дуализм реального и фантастического, тёмного и светлого, филистерского и романтического начал, характерный для повести «Золотой горшок». Имена Пафнутия, Альпануса и др. героев сказки Гофман заимствовал из книги И.-Г. Риттера фон Циммермана «Об одиночестве», изданной в 1784г. Имя Проспера Альпануса, возможно, происходит от имени итальянского врача Проспера Альпинуса (1553-1617).