Дневник от 2 октября 1803 г.

        Сегодня в полдень слушал у монахинь-норбертинок мессу8 — музыка была блестяще исполнена — хотя они ухали, как совы, — часть «Incarvatus» * из g-moll была исполнена очень хорошо. — Монахиня пела так, как будто у нее можно было чему-нибудь поучиться, и это действовало на меня неотразимо, Что бы я чувствовал, если бы мне посчастливилось услышать Шик, Маркетти9 — если бы снова я услышал мессу в Дрездене! — это нельзя было бы выдержать, я плакал бы, как ребенок!— Днем у Гильдебрандта10 — много говорили о переводе — он настаивает, что нужно держать это в тайне!—После обеда написал кузену и Фоке 11 грустное и смиренное письмо - весь вечер самым нелепым образом читал Виглебову «Магию» 12 и решил как-нибудь, когда будет время, изготовить автомат 13 на пользу и радость всем толковым людям, которые у меня бывают. — (Quod deus bene vertat!)— Что за мысли приходят мне в голову!—Еще одна хорошая мысль!—С моими музыкальными идеями дело обстоит так же, как с провиде- ниями флорентийского мученика Савонаролы 14, историю кото-рого я читаю в эти дни:—сначала в моей голове творится нечто невообразимое — затем я принимаюсь поститься и молиться, это значит — я оказываюсь за роялем, закрываю глаза, отгоняю от себя все пустые мысли и стараюсь уловить. музыкальные видения, проносящиеся в моей голове,— вскоре идея становится ясной — я схватываю и записываю ее, как Савонарола свои проповеди. — Разве другие композиторы творят так же?—но этого не узнает прусский государственный советник в Плоцке! 15 — Я все еще очень расстроен...... .....
        Я должен непременно написать Гиппелю! 16

Далее




Комментарии:

*[И] воплотившегося (лат.)

8 ... ...слушал у монахинь-норбертинок мессу... - Г. чрезвычайно интересовался жанрами духовной музыки. Он не только слушал выдающиеся произведения духовной музыки, но и принимал участие в исполнении этих произведений (см. статью об исполнении им теноровых партий в мессе Гайдна, "Реквиеме" Моцарта, заупокойной службе и др.). Перу Г. принадлежит и Месса, о сочинении которой он пишет в "Дневнике" (см. ниже). Кроме того, Г. не только писал о различных произведениях духовной музыки, но и о жанрах духовной музыки вообще ("О старинной и новой церковной музыке"). В этом отношении интересны также некоторые фрагменты "Крейслианы" и особенно части романа "Кот Мурр", относящиеся к пребыванию Иоганесса Крейслера в аббатстве Канцгейм. Несмотря на критический отзыв о пении норбертинок, Г. написал для них Мессу D-dur.

9 ...если бы мне посчастивилось услышать Шик, Маркетти... - Г. имеет в виду выдающихся певиц своего времени - Маргариту Луизу Шик, урожд. Хамель (1773-1809 гг.) и Марию Фантоцци, урожд. Маркетти (1767- после 1812.)

10 Гильдебрант Иоганн Фердинанд (1777-1808гг.) - советник юстиции.

11 Фоке Иоганн Дитрих (1751-1813гг.) - высший советник юстиции верховного трибунального суда в Берлине. Г. обращается к нему с просьбой о содействии в перемещении, но это письмо осталось без ответа и Г. снова пишет Фоке в октябре или в ноябре этого же года и поясняет, что согласен на перемещение в Варшаву.

12 ...читал Виглебову "Магию" ... - Иоганн Христиан Виглеб - фармацевт, автор компилятивной книги "Натуральная магия" (1787 г.) Книга эта неоднократно упоминается в произведениях Г. См, например, "Крошка Цахес", гл. пятая. Да и другие произведения Г. обнаруживают его близкое знакомство не только с этим произведением, но и со многими другими сочинениями, трактующими вопросы магии.

13 ...и решил ... изготовить автомат... - Одно из первых сообщений о том, что Г. черзвычайно интересовала эта проблема, которая в дальнейшем заняла столь большое место в его литературном творчестве. Достаточно вспомнить о новеллах "Песочный человек", "Щелкунчик" и других. См. также ниже в "Дневниках" сообщение о том, что Г. начал писать свою новеллу "Автоматы" (стр. 525)

14 ...Савонарола Джироламо (1452-1498гг.) - религиозно-политический реформатор и проповедник. Г. имеет в виду книгу, написанную Карлом Фридрихом Бенковицем: "Савонарола, мученик во Фелоренции. Удивительная история времен пятнадцатого века". Книга вышла в 1801 г. без имени автора в Лейпциге.

15 ...но этого не узнает прусский королевский государственный советник в Плоцке! - Г. имеет в виду самого себя.

16 Я должен непременно написать Гиппелю! - Гиппель Теодор (1775-1843 гг.) - друг детства и юности Г., как и Г., уроженец Кенигсберга, закончивший юридический факультет и ставший юристом. Гиппель, сделавший блестящую карьеру и занимавший высокое общественное положение, до послдених дней жизни Г. оставался его верным другом, всегда приходившим ему на помощь. - Упомянутое письмо было написано 3 октября.